Home Школа здоровья Учим ребёнка учиться

Главное меню


Баннер
Баннер
Учим ребёнка учиться

 

Нет такого дошколенка, который бы не мечтал стать первоклассником. Однако очень часто бывает так, что огонек любопытства в глазах ребенка гаснет, и в школу его приходится отправлять чуть ли не насильно, используя весь арсенал воздействия - от обещаний купить новую игровую приставку и до угроз применить отцовский ремень. И то, и другое эффект, конечно, имеет. Но кратковременный.

«Мы еще поиграем!»

Сегодня стали очень популярны различные методики раннего развития. В первый класс берут подготовленных детей. Шестилетки уже умеют и читать, и считать. Но значит ли это, что они готовы к школе?

“Очень часто бывает так, что родители стремятся отдать своего ребенка в школу как можно раньше. Скажем, не с семи, а с шести лет. Мотивы могут быть самыми разными – начиная от желания иметь год “в запасе” перед поступлением в институт до обыкновенного “Вон, Светочка из седьмой квартиры уже в первый класс пойдет. А наш чем хуже?”.

Однако нужно помнить, что игра – это не менее важный этап в познании мира, чем учеба. И каждый ребенок должен доиграть, прежде чем начать учиться. Семь лет – не случайный возраст для первоклассников. Он наиболее оптимален для того, чтобы плавно переключиться с игры на учебу. В методиках раннего развития нет ничего плохого, но только в том случае, если ребенка к этому не принуждают - иначе проблем не избежать. И вскоре после начала занятий интерес к учебе исчезнет. Готовность к школе – это не только и не столько умение читать по слогам, сколько психологические характеристики вашего ребенка. И если психологически он не готов, то на вопрос «А не пора ли вам в школу?» можете смело отвечать: «Нет, мы еще поиграем».

Кнут или пряник?

Что делать, если ребенок не понимает, зачем ему нужно учиться, если ему неинтересно?

Во-первых, нужно разобраться, в чем причина – в зависимости от возраста причины могут быть разными. Во-вторых, нужно все же отказаться от карательных методов борьбы с ленью: битьем и нудными нотациями, как известно, ничему не выучишь. А вот стойкое отвращение к школе и учебе вызвать можно.

Вспомните себя в этом возрасте. Что вас могло заинтересовать? Проблема взрослых как раз и состоит в том, что они забывают то, какими были сами.

Как научить ребенка учиться?

1. Один из самых беспроигрышных, но и самых трудных вариантов – это заинтересовать ребенка получать знания ради самих знаний. Родители, которые выбирают этот путь, мудры и дальновидны. Они понимают, что каждый день они должны быть готовы открывать для себя мир заново – только уже со своими детьми. В домах, где живут такие семьи, главное место занимает не телевизор, а живое общение – обсуждение книг, кинофильмов, споры и разговоры по душам. Ребенок должен видеть, что и мама, и папа постоянно чему-то учатся и получают от этого удовольствие, и тогда он сам захочет подражать им в этом. Развивайте ребенка, водите его в музеи и на концерты, на выставки и вернисажи, обсуждайте увиденное.  Не дайте угаснуть детскому любопытству - и ребенок обязательно перенесет этот интерес и на учебу.

2. Эффект присутствия. Делать домашние задания вместе с первоклашкой – обычное дело. Однако бывают и тяжелые случаи, когда родители сидят со своим чадом за уроками чуть ли не до десятого класса. Это тупиковый вариант. К концу второго года обучения дети должны уметь готовить все свои домашние задания самостоятельно. Если ребенок плохо организован, постоянно отвлекается – создайте эффект присутствия, оставайтесь с ребенком, когда он готовится, однако занимайтесь своим делом, приглядывая за ним.

3. Материальное вознаграждение – вариант неплохой, хотя и спорный. Однако учеба – это труд, а труд должен быть вознагражден - есть и такая точка зрения. Размер награды обсуждается на семейном совете. Однако это должна быть небольшая сумма – в конце концов, даете же вы ребенку деньги на карманные расходы. Так пусть он эти деньги заслужит.

4. Преодоление. Научите ребенка получать удовольствие от преодоления трудностей. Празднуйте с ним любую самую маленькую победу, искренне хвалите его и радуйтесь. Пусть он ощутит, каково это – быть победителем. Обратите внимание, как вы оцениваете успехи ребенка: нельзя делать акценты на плохом. Например, вместо “Опять за контрольную тройку получил”, скажите: “В этот раз задачку ты начал решать правильно, но немного сбился”.

5. Ребенок уверен, что его учеба нужна вам, а не ему. Но ведь он наверняка хочет кем-то стать. Космонавтом – это как минимум. Нужно суметь объяснить ему, что знания не только сами по себе приносят радость, но и ведут к Большой Мечте.

6. Не сюсюкайте с ребенком и никогда на него не кричите. Говорите с ним как с другом – не с высоты своего роста и положения, а на равных. Это – наилучший стиль общения, и он даст наибольшие результаты. Ведь самое главное, чего ждут от нас наши дети, – это общения. Искреннего, теплого и дружеского.

Как сформировать у ребенка привычку выполнять домашнюю работу?

Садиться за уроки лучше всего через час-полтора после возвращения из школы. Ребенок должен успеть отдохнуть от занятий. Детям, учащимся со второй смены, рекомендуется делать домашние задания утром.

Многие родители требуют от своего ребенка, чтобы он не вставал из-за стола, пока не справится со всеми заданиями. Этого делать не стоит. 7-летний ребенок может непрерывно заниматься 15-20 минут, к концу начальной школы - 30-40 минут. Время перерыва - 5 минут. Можно, например, эти 5 минут поиграть в мяч вместе с ребенком.

Дополнительные домашние задания давать ребенку не нужно. Достаточно и тех, которые задала учительница.

6-летние дети быстро утомляются. Поэтому, если ваш ребенок пошел в первый класс в 6 лет, не проводите дома никаких учебных занятий. Пусть ребенок играет, рисует, лепит или конструирует.

Вот настал момент, когда ребенок сел за стол и достал тетрадку. Маме или папе первоклассника в это время нужно быть рядом. Последите, чтобы ребенок не отвлекался от уроков. Родительские замечания тоже не должны ему мешать. Вернуть внимание ученика к работе можно жестом или напоминанием.

Иногда нужно напомнить, чтобы ребенок не писал на полях, пропускал нужное число клеток при переходе к новому примеру.

Со временем уменьшайте степень контроля: достаточно будет посидеть рядом с ребенком только несколько первых минут, пока он приготовит все для занятий. За время, которое ребенок будет заниматься, подойдите к нему еще несколько раз: постойте рядом и снова отойдите. Выпускник начальной школы уже должен самостоятельно делать уроки. Задача родителей -  проверить.

Низкие оценки, поставленные за неаккуратность, помарки в тетради, - серьезное наказание для ребенка. Скажите своему ребенку, что вы огорчены и надеетесь, что записи в тетради станут аккуратнее.

А бывает, что ребенок знает материал, но волнуется и поэтому получает плохие отметки за устные ответы. Подбодрите его, внушите  веру в собственные силы. И все получится!

Бывают ситуации, когда отметка поставлена по ошибке. Учительница могла не понять, что хотел сказать ребенок. Конечно, это неприятно, но обсуждать подобные случаи не нужно.

"Двойки" – это еще не трагедия. Но и "пятерками" слишком восторгаться не нужно. Ребенок посещает школу не рада отличных отметок, а ради знаний.

Часто приходится слышать жалобы о том, что ребенок не любит учиться. У детей такое нежелание обычно появляется к концу обучения в начальной школе. Меры нужно принимать незамедлительно: приближается сложный подростковый период. А сформировать любовь к школе у подростка гораздо труднее.

Только сами родители могут понять, чем вызвано нежелание учиться. Быть может, у ребенка напряженные отношения с учительницей. А возможно, виной всему стал частый неуспех. Школа вызывает у ребенка неприятные эмоции. В таком случае родителям следует перестать замечать неудачи, обратить  внимание на те школьные достижения, которые есть.

Школа у ребенка не должна ассоциироваться только с уроками. В настоящее время существует множество кружков и секции по интересам. Даже если ваш ребенок неважно учится, не запрещайте ему заниматься тем, чем нравится.

Часто у ребенка появляется неприязнь к школе из-за трудностей в общении с ровесниками. Конечно, неприятно, когда в классе у тебя нет друзей или тебя постоянно дразнят. Но исправить положение можно. Чаще приглашайте одноклассников вашего ребенка в гости. Устраивайте веселые совместные игры. Это сблизит детей, вызовет у них симпатию друг к другу.

 

 
Яндекс.Метрика